Wednesday, July 9, 2014

Париж: по следам “Проклятых королей”

Однажды в Версале



Когда мы только планировали эту поездку, я даже не заикалась о Версале – это экскурсия не двух, не трех и даже не четырех часов. Но пока я бродила по залам Лувра или делилась с мужем сведениями о нравах французского двора, поняла особенно ясно: я ХОЧУ в Версаль. “Готова ли ты встать в семь утра?” – строго спросил муж, испугавшись таблички посещаемости на сайте Версаля, которая гласила: лучше приезжать к открытию, ибо в с 10 утра сюда доедут все японцы с фотоаппаратами. Я мужественно сказала, что да, я готова, у меня есть йогурт и даже чайная ложка, позавтракаем в поезде.

Лирическое отступление о ложке. В номере отеля было все, что нужно – и штопор, и бокалы (понимающие люди), а вот чайной ложки не было. Но я же известная любительница таскаться по сувенирным лавкам. К утру воскресенья у меня уже было вот что:


Но вернемся к Версалю. Пока разбирались с электричками, чтобы до него добраться, не раз вспомнили нежно практичных голландцев, у которых всегда понятно, какой поезд куда едет и через какую станцию, а электронные табло распиханы просто повсюду. Французы – люди тонкие, едет поезд и ладно, а куда, это уже не так важно. Впрочем, подсказка была у нас под носом – видишь самый забитый поезд, где у пассажира если не фотоаппарат, то хотя бы путеводитель, тебе туда.
Когда мы подошли к Версалю, я поинтересовалась у благоверного, не думает ли он, что все эти люди тоже вчера читали сайт Версаля. Это человеческое море волновалось и изгибалось волнами, а всем этим процессом руководило приличное число охранников. Попытки некоторых предприимчивых граждан пролезть без очереди пресекались на корню. Всего мы провели в ней около часа. (К слову, муж был прав. К десяти утра ситуация стала совсем ох и ах.)

Я слишком поздно сообразила, что на площади перед Версалем имелся вай-фай, поэтому развлекалась тем, что разглядывала туристов. В высшей степени увлекательное занятие, учитывая интернациональную мешанину.

О Версале я в свое время читала много и о неприличной роскоши интерьеров, конечно, наслышана. Но в залах дворца очень ясно понимаешь, почему случилась Французская революция . Но с эстетической точки зрения Версаль великолепен. Король-солнце знал толк в роскоши и развлечениях.


Каждый, кто хоть одну книгу прочел о французском королевском дворе, знает – за портьерами скрывалась целая жизнь!


Пройдя по залам и вдоволь повосхищавшись великолепием обстановки, мы наконец добрели до места, где можно было выпить кофе. “Выпить кофе в Версале” – прекрасное название для романтической комедии в духе Вуди Аллена, подумалось мне. К нему отлично подошли добытые накануне в кондитерской пирожные, которые я вам уже показывала.

Кстати, элегантны в Лувре даже таблички “мэ и жо”:


Разумеется, за чашкой кофе я не могла не рассказать супругу все сплетни о Марии-Антуанетте, которыми располагала, поскольку дальше мы собирались в сады и Маленький и Большой Трианон.
Сады Версаля прекрасны – и не думаю, что я вас слишком этим удивлю. Хотя понять этих особей королевских кровей вполне можно. Всю жизнь думать, чем себя занять – тут не только Версаль построишь и сады разобьешь.

Презрев все предлагаемые паровозики и машинки, мы пошли к Трианону на своих двоих.


А когда увидели это отдаленное шато Марии-Антуанетты, первой реакцией супруга была: “Ничего себе она построила лунный модуль!” (с) (“с блек-джеком и шлюхами” добавила я). (с)
Большой Трианон очень нежный благодаря розовому мрамору. К слову, розового цвета тут в избытке, что позволило нам порассуждать, насколько блондинкой была Мария-Антуанетта:



Зато в Малом Трианоне (хлебнув по дороге шардонне) трудно не почувствовать себя, как дитя природы. А все потому, что рядом с малым дворцом была обустроена по приказу Марии-Антуанетты деревушка в псевдокрестьянском стиле. Говорят, коровам там повязывали бантики и мыли их с мылом. Очаровательно!


Шардонне слегка ударило в голову – и “море волнуется раз!”


- и like an antic statue


К тому времени уже пробило три, и мы решили, что вполне успеваем еще в Музей Орсе, и заторопились на станцию.

В Музее Орсе мы разделились.

Потому что супруг хотел смотреть на статуи, а я на импрессионистов, а музей закрывался через два часа. Я вооружилась вот этим

и отравилась прямиком на пятый этаж. Было смешно, когда мы с супругом встретились возле зала с мебелью ар-нуво на втором этаже.
Музей очень интересный. Ну просто очень! Жаль, я не успела посмотреть все, что хотела, но я видела Ренуара и Дегу, Гогена и Моне, а это были мои главные желания. Разумеется, охранники нас снова-таки деликатно выставили, потому что музей закрывался.

Когда мы вышли из музея, то поняли, что планы пройтись по улицам и подышать воздухом нуждаются в срочной корректировке, поскольку лил холодный и заунывный дождь. Как поступают в этом случае нормальные люди? Берут зонтик и резиновые сапоги. Идут ужинать! Французы действительно гурманы. Похоже, на бульваре Сен-Жермен можно заходить в любое кафе – и еда будет отменной. Выбрала на десерт крем-брюле, вспомнив неожиданно, как мы с моей подругой пол-Одессы исходили в поисках крем-брюле, потому что ей в эту минуту хотелось только его и все тут .

И поскольку наша гостиница находилась в пяти минутах ходьбы от Триумфальной арки, а это была наша последняя ночь в Париже, мы отправились прямиком туда.
По дороге я пыталась украсть большую конфету

но мне не повезло, забор был высок, а я – слишком короткая.

Не ожидала, что арка мне подарит самый интересный вид на Париж сверху. Именно оттуда видна безупречная геометрия города.


А поскольку я купила в сувенирной лавке в Триумфальной арке лучший свой сувенир – книгу Джулии Чайлд,

то самое время показать вам все милые пустячки, которыми я обзавелась за время поездки:


Когда мы дошли до номера, оставалось только рухнуть. Ноги ходить уже просто отказывались! Хотя умерла я еще раньше – в метро по дороге в отель:


(Окончание – Париж, когда там дождь – следует)